?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этот пост изначально был опубликован в moscow_gothica. Но уважаемая il_ducess попросила опубликовать его и здесь, что я с удовольствием и делаю, с небольшими изменениями.


Никольская башня ночью

В 1367 году, при Великом князе Дмитрии Донском, прежние деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из белого камня (известняка, которого много в Подмосковье). По данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма. Именно с этого периода в летописях часто встречается название – «Москва белокаменная». Наряду с прочими, ворота были сделаны в северо-восточной части крепости, вели они в посад (нынешняя территория Китай-города). Так начинает формироваться будущая Никольская улица.

В конце XV века Иван III, который к тому времени объединил под своей властью практически всю северо-восточную Русь, начинает радикальную перестройку Кремля. На эту работу собираются лучшие мастера из Пскова, Твери, Ростова. Также приглашаются зодчие из Италии, искусство которых высоко ценилось во всех странах Европы. В 1485-95 годах перестраиваются фортификационные сооружения Кремля: новые стены и башни выше и толще прежних, облицовываются красным кирпичом. Восточная стена была немного отодвинута в сторону посада. Руководили строительством стен миланцы Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо (Марк Фрязин). Они-то и придали стенам и башням Кремля привычную им по северной Италии форму. В дальнейшем такая архитектура крепостных сооружений станет канонической и распространится практически на всё Московское государство.


Замок Сфорца в Милане. Фрагмент

Никольская башня построена в 1491 году, примерно на среднем этапе строительства. Имеет четырехгранную форму и вплотную примыкающую к ней отводную стрельницу, проездные ворота которой выходят на Красную площадь. Название башни связывают с иконой Николая Чудотворца, помещавшейся на фасаде стрельницы, и с Никольским греческим монастырем, находившемся когда-то на Никольской улице. Внутри проездные части четверика и стрельницы перекрыты цилиндрическими сводами. Башня и стрельница сообщаются между собой системой лестниц и двухъярусных коридоров. Над башней, судя по всему, был сооружён пирамидальный деревянный шатёр.


План проездной части башни

В 1508-16 годах на месте современной Красной площади был вырыт ров, в который поступала вода из реки Неглинной. У Никольской башни, как и у всех прочих проездных, был оборудован подъемный мост, а на воротах - защитные решетки. Предмостной башни перед Никольской не было.


"Кремленаград" (план Кремля). Начало 1600-х годов. Изображение можно увеличить

1 ноября 1612 года именно через ворота Никольской и Спасской башен народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым торжественно вступило в Кремль.

В 1620-1680-е годы угловые и проездные башни Кремля получили многоярусные шатровые завершения. Промежуточные башни были надстроены скромными низкими шатрами, не мешавшими обзору кремлёвских соборов и дворцов. Тайницкая и Никольская башни по какой-то причине остались без шатров.

В XVI -XVII веках ворота Никольской башни служили главным образом для подъезда к боярским дворам и монастырским подворьям в Кремле.


Никольская башня и Алевизов ров в XVIII в.

К 1702-36 годам относится строительство здания Арсенала (архитекторы Д.Иванов, Х.Конрад при участии М.И.Чоглокова). Новое здание вплотную примыкает к крепостной стене между Никольской и Угловой башнями (которая с этих времён переименовывается в Угловую Арсенальную). Никольская башня приобретает барочный декор, гармонирующий с первоначальной архитектурой Арсенала.


Вид Никольских триумфальных ворот с частью Цейхгауза (Арсенала). Гравюра по рисунку М.И.Махаева. 1763 г.

Лишь в 1780 году башня впервые была надстроена круглым верхом с довольно низким шатром. Найти изображения башни этого времени мне не удалось. Высказываю предположение, что архитектура шатра как-то перекликалась с новым внешним видом Арсенала, который в этот же период был перестроен после пожара под руководством М.Казакова и инженера А.Герарда.

В 1806 году А.Руска капитально перестраивает башню - возводит над четвериком готический восьмерик с ажурными украшениями и высоким шатром.


Современный вид на башню от Арсенала

2 (14 по н.ст.) сентября 1812 года Москва была занята французскими войсками. Армия Наполеона провела в городе чуть больше месяца. При отступлении озлобленный Наполеон отдал приказ о взрыве Кремля. Под многие кремлёвские здания, в том числе и под башни, были подведены мины. Дело, порученное маршалу Мортье, удалось лишь наполовину: шедший в ночь на 11 (23 по н.ст.) октября проливной дождь подмочил тлевшие фитили, а некоторые из них были заблаговременно замечены и потушены москвичами. Арьергард французов покидал город в спешке и на новые взрывы времени не оставалось. Тем не менее, серьёзно пострадали некоторые кремлевские постройки. До основания была снесена Водовзводная башня, наполовину разрушена Никольская. Частично был разрушен Арсенал, повреждены Грановитая палата, Филаретова пристройка, Комендантский дом.


Кремль в 1812 году, после ухода французов. Рисунок архитектора А. Н. Бакарева, одного из авторов проекта восстановления Арсенала.

Восстановили башню по проекту архитектора О.И.Бове в 1816-1819 годах. По предложению Ф.К.Соколова белокаменный шатер был заменен железным на каркасе, а по углам четверика установлены четыре белокаменных башенки-фиала. Башня была покрашена в белый цвет.


Никольские ворота Московского Кремля. Акварель. И.А.Вейс. 1852 г.

Рядом с Никольскими воротами находились одноглавые часовни. Слева находилась часовня Николая Чудотворца, справа — часовня Александра Невского. Изначально деревянные, затем каменные часовни неоднократно перестраивались, последний раз в 1883 году. Часовни принадлежали Казанскому собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Никола Можайский. Над входами в часовни находился образ Казанской Иконы Божьей матери. Обе часовни были снесены в 1925 году.


Никольская башня. 1883 г.

Во время боёв в октябре 1917 года надвратный образ святителя Никола Можайский был изрешечен пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо; в конце же апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием пролетарского Первомая, фасад, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но в канун пролетарского праздника сильные порывы ветра, скрутив полотнища, освободили вид на образ. Примечательно, что вскоре, 22 мая, Патриарх Тихон свершил литургию в Казанском соборе на Красной площади, после чего, во главе крестного хода, направился к Никольским воротам, где состоялся торжественный молебен святителю Николаю пред его образом над вратами, - событие, запечатлённое на кадрах документальной хроники. Окончательно образ утрачен в 1918 году, во время восстановления башни под руководством архитектора Н.В.Марковникова. Тогда же башню перекрасили в исходный кирпичный цвет.


Никольские ворота и образ Николы Можайского в октябре 1917 г.

С XVII века на верхушках шатров кремлёвских башен находились двуглавые орлы, являясь государственной символикой России. После прихода к власти большевиков неоднократно ставился вопрос о необходимости демонтажа орлов. Однако средств на эти цели всё время не находилось. В августе 1935 года выходит постановление Политбюро: «Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлевской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом».


Звезда для Никольской башни. 1935 г.

К середине октября 1935 года все 4 двуглавых орла с башен Кремля были сняты. 23 октября в Парке Горького состоялась демонстрация смены старых символов государственной власти на новые. На постаментах, обитых кумачом, водрузили новые звезды, переливающиеся золотом и уральскими самоцветами. Рядом с искрящимися от света прожекторов золотыми звёздами поставили снятых орлов с содранным золотом. На следующий день их отправили в переплавку.


Снятые Никольский и Боровицкий орлы в ЦПКиО им. Горького. 23 октября 1935 г.

Новые самоцветные звёзды весили около тонны. Шатры кремлёвских башен не были рассчитаны на такую нагрузку. Шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен пришлось изнутри укрепить металлическими опорами и штырями, на которые и должны быть насажены звёзды. Шатёр Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось полностью разобрать и возвести заново.

24 октября огромное количество москвичей собралось на Красной площади для наблюдения за подъёмом звезды на Спасскую башню. 25 октября пятиконечная звезда была установлена на шпиле Троицкой башни, 26 и 27 октября на Никольской и Боровицкой башнях.

В мае 1937 года принимается решение вместо потерявших блеск самоцветных звёзд установить новые звёзды - светящиеся, рубиновые. Новые звезды зажглись над Кремлём 2 ноября 1937 года. Звезда Никольской башни имеет самое большое количество граней на один луч - 12.


Звезда на Никольской башне. Обратите внимание на небольшую лесенку, выкрашенную точно в тон и служащую для обслуживания рубиновой звезды.

Высота Никольской башни: до звезды - 67,1м, со звездой - 70,4м.

Ну и ещё немного картинок.


Элементы оформления башни


Место иконы Николая Чудотворца до сих пор пустует


Разрез башни

При написании поста использованы авторские материалы, а также материалы: Википедии, официального сайта Президента России, сайта музеев Кремля, сайта "Прогулки по Москве", этого ЖЖ-сообщества, ЖЖ дяди Коли. За что им всем большое спасибо.

P.S. Конструктивные замечания, дополнения и критика приветствуются.

Comments

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
darth_sergius
3 апр, 2010 10:22 (UTC)
А что насчет фресок над воротами с территории Кремля. Сейчас, как видно, там все закрашено белым, а в сети можно найти фото, где там изображены фрески со святыми. Какова их судьба интересно.
darth_sergius
3 апр, 2010 11:32 (UTC)
Вот, еще одно фото чудом уцелевшей иконы Николы Можайского в том же 1917 году. Снаряд попал в правую нижнюю часть, отбив собор, который держал святитель Николай в левой руке. Но образ оказался не тронут.



















А вот фрески над Никольскими воротами, про которыее я нигде не могу узнать. На них были изображены вроде бы ангелы. Мне кажется они были просто закрашены, хотя всякое может быть. Все надвратное пространство сейчас закрашено белым цветом.





geostrannik
4 апр, 2010 20:13 (UTC)
Признаться, ничего про судьбу фресок не знаю. Но полагаю, что заморачиваться не стали и действительно просто закрасили.
darth_sergius
4 апр, 2010 20:35 (UTC)
Но ведь тогда элементарно отскоблить штукатурку и отрестарировать их. Почему этим никто не занимается? Или там сами не знают.
geostrannik
5 апр, 2010 07:09 (UTC)
Боюсь, что этот вопрос Вы задаёте не по адресу. Тут надо музейщиков Кремля потормошить.
Хотя лично я, будучи нехристем, к подобному восстановлению равнодушен. Мне и нынешние красно-белые тона нравятся. Боюсь, что цветная фреска может разрушить гармонию.
darth_sergius
5 апр, 2010 17:32 (UTC)
Ну это на Ваш взгляд. А по мне белое над воротами (особенно белые квадраты вместо икон) смотрится неуместным. Ощущение нехватки.
geostrannik
3 фев, 2011 00:03 (UTC)
Ну что ж, теперь уже фрески над Спасскими и Никольскими воромами можно лицезреть. Просто констатирую факт, без комментариев.
darth_sergius
3 фев, 2011 00:27 (UTC)
В настоящий момент их укрывают защитными стеклами.
il_ducess
3 апр, 2010 15:33 (UTC)
Спасибо, что разместили.
usolt
24 дек, 2010 08:34 (UTC)
Добавили ссылку на этот пост в дайджест самых интересных исторических материалов за год на Прогулках по Москве: http://moscowwalks.ru/2010/12/24/digest-2010-history/
Можно голосовать и выиграть небольшие призы =)
aramis7
24 дек, 2010 18:55 (UTC)
интересно)
new_guid
29 дек, 2010 19:53 (UTC)
зачем готика на никольской башне?
Спасибо за статью. Но не все до конца увязано. Вы высказали предположение что барочный стиль стиль башни был органичен с внешним видом Арсенала и это логично. Но откуда вдруг принимается решение о строительстве "готического восьмерика с ажурными украшениями и высоким шатром"? Собственно именно этой готикой башня и привлекает к себе внимание!
geostrannik
2 фев, 2011 11:39 (UTC)
Re: зачем готика на никольской башне?
Хм, интересный вопрос. Надо покопаться в материалах. Понять предпочтения архитекторов и городского начальства тех времён. Хотя неоготика в конце XVIII - начале XIX веков уже в России себя проявляла. Вспомнить хоть Царицино.
( 14 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Кремль
mos_kreml
Московский Кремль

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner