Записки сумасшедшего (osoaviahim) wrote in mos_kreml,
Записки сумасшедшего
osoaviahim
mos_kreml

Categories:

Московский Кремль. Несохранившиеся памятники архитектуры. Часть II

Часть I

Вознесенский собор в Вознесенском монастыре


Вид Вознесенского собора с юго-восточной стороны. Рисунок конца ХIХ века.

Каменный собор Вознесенского монастыря был заложен его основательницей великой княгиней Евдокией, вдовой Дмитрия Донского в 1407 году. Через полмесяца после начала строительства княгиня, в иночестве Евфросиния, умерла. Через несколько лет строительство продолжила ее невестка, жена Василия I Софья Витовтовна, но к 1415 году, когда пожар частично уничтожил монастырь и нанес ущерб строящемуся храму, успела подвести здание только под барабан. Незавершенным и обгоревшим храм простоял полвека. Лишь в 1467 году вдова великого князя Василия II Темного решила возобновить обветшавший собор. Каменных дел мастер Василий Ермолин, автор первой на Руси реставрации разрушенного храма в Юрьеве Польском, сохранив старую постройку, переложил лишь полуразрушенные своды и обложил новым кирпичом и камнем обгоревшие стены. В том же году собор был освящен.

Простояв полвека и выдержав еще один пожар, храм в 1518 году повелением великого князя Василия III был «ветхости ради» разобран и заменен новым. Строителем его был итальянский архитектор Алевиз Новый, автор Архангельского собора. В 1521 году новый собор был завершен.


Фрагмент плана "Кремленаград" с Вознесенским монастырем.


Вид Вознесенского собора в середине ХIХ века, южный фасад. Рисунок конца ХIХ века.

До недавнего времени ученые единодушно считали, что именно этот собор с перестройками и поновлениями сохранялся до начала ХХ века. При этом не принималось во внимание свидетельство летописей о строительстве при царе Федоре Иоанновиче, предположительно в 1587-1588 годах, нового каменного храма «…на Москве в Кремле- городе в Девиче монастыре у Вознесения, о пяти верхах, больши старово». Этому утвердившемуся мнению способствовало всеми отмечаемое сходство в архитектуре Вознесенского и Архангельского соборов.


План Вознесенского собора. Чертеж Ф. Рихтера середины ХIХ века.


Западный фасад собора. Чертеж Рихтера середины ХIХ века.

В последней четверти ХХ века возникла другая версия строительной истории монастырского храма. Тщательное изучение чертежей ХIХ века архитектора Ф. Рихтера и обмеров собора перед его сносом в 1929 году позволили прийти к выводу о строительстве в конце ХVI века совершенно нового сооружения с сохранением его древнего предназначения - быть местом захоронения представительниц женской половины царствующего дома. За образец же его был взят Архангельский собор - усыпальница великих князей и царей.


План Вознесенского собора. Чертеж по обмеру 1929 года.


Продольный разрез по собору. Кроки обмеров 1929 года.

Стремление Бориса Годунова - истинного правителя государства при слабом царе - поднять статус царицы, разделяющей трон с супругом, было отмечено еще В. Карамзиным. Тем самым Годунов - брат царицы - укреплял свою власть и оправдывал свое право на престол. Возможно, именно эти соображения послужили основанием для уравнивания значимости обоих храмов - усыпальниц, что сказалось в сходстве их внешнего облика, хотя монастырский собор несколько уступал в размерах государевой усыпальнице.


Южный фасад собора. Реконструкция А. Баталова.

Дошедшие до нашего времени графические и фотоматериалы ХIХ - начала ХХ веков позволили сделать теоретическую реконструкцию собора конца ХVI века. Четырехстолпный трехапсидный храм изначально завершался пятью световыми главами, форма которых не претерпела изменений во времени. Здание было поставлено на развитый профилированный цоколь. Фасады разделялись лопатками на три прясла. Их архитектурное оформление напоминало декор Архангельского собора. Первоначальное покрытие кровли было позакомарным.

Вероятно в начале ХVII века при соборе появились приделы, в том числе Михаила Малеина - покровителя царя Михаила Федоровича, существовавший до постройки в 1618 году одноименной отдельно стоящей деревянной церкви. В ХVII веке над северной папертью была надстроена ризница, а в конце его в соборе растесали окна. В 1730-х годах в северной паперти осветили придел Успения Богородицы, а с юга по велению императрицы Анны Иоанновны пристроили придел Всех Скорбящих Радости в память об ее умершей сестре.


Вознесенский собор, вид с севера. Рисунок конца ХIХ века.

В 1814 году после ухода французов храм был заново освящен. В 1880-е годы в преддверие 500-летнего юбилея монастыря собор отреставрировали с сохранением более поздней двухэтажной пристройки с северной стороны.

В Вознесенском соборе находились уникальные памятники древнерусского искусства: иконы, церковная утварь, книги. При разрушении его в 1929 году часть икон была передана Государственной Третьяковской галерее. Иконостас собора рубежа ХVII-ХVIII веков установили в церкви Двенадцати Апостолов.


Дионисий "Богоматерь Одигитрия". 1482 г. Икона из собрания Третьяковской галереи.


Иконостас церкви Двенадцати Апостолов.

Галерея Оружейной палаты

Вопрос о строительстве нового здания для хранения ценных казенных вещей, находящихся в ведении Мастерской и Оружейной палаты, возник в середине ХVIII века в связи с острым недостатком места для их размещения. Старинные предметы царского обихода, в том числе царские регалии, ружья, золотая и серебряная посуда располагались в неприспособленных для их содержания помещениях, многие из них не имели атрибуции и не были включены в описи. Старая Казенная палата, построенная еще в конце ХV века, к этому времени пришла в крайне тяжелое техническое состояние, что приводило к порче древних реликвий, хранящихся в ней.

Для определения места расположения нового здания Оружейной палаты и разработки проекта был призван архитектор Д.В. Ухтомский, который предложил полную разборку ветхой Казенной (Наугольной) палаты, располагавшейся с восточной стороны Благовещенского собора и строительство на ее месте новой Галереи Оружейной палаты. Проект включал также частичную реконструкцию старого здания Присутственных мест с южной стороны собора.

К осени 1756 года большая часть Казенной палаты была разобрана и началась закладка новых фундаментов. В соответствии с указом императрицы Елизаветы Петровны постройку галереи предполагалось завершить в следующем году. Однако строительство растянулось на восемь лет из-за длительной несогласованности между Сенатом и Мастерской и Оружейной палатой в вопросе о необходимости разборки последней четвертой стены старой Казенной палаты, граничившей с папертью Благовещенского собора, на которой настаивал автор проекта. Возражение императрицы и Сената было вызвано опасением за сохранность верхнего придела Святого Георгия, расположенного вблизи этой стены над южной папертью собора; а также желанием сохранить древнюю живопись и резьбу, украшавшую стены и своды паперти, примыкавшей к аварийной стене.

После урегулирования этого вопроса возведение галереи планировалось завершить в 1762 году ко дню коронации уже другой императрицы - Екатерины II, но и к этому сроку здание не было завершено. Строительство закончилось лишь в 1764 году.


Д. В. Ухтомский. Проект галереи Оружейной палаты, план.


Д. В. Ухтомский. Проект галереи Оружейной палаты, разрез.


Д. В. Ухтомский. Проект галереи Оружейной палаты, фасад.

Судя по сохранившимся авторским чертежам, новое трехэтажное здание имело в плане форму прямоугольника, вытянутого с севера на юг и разделенного двумя рядами кирпичных опор на три галереи, перекрытых сводами. Фасадные стены разделялись по горизонтали сложными карнизами и имели три ряда широких арочных окон. Простенки первого этажа были обработаны рустом, а двух верхних этажей парными колоннами. Средний этаж имел наибольшую высоту. При ясном и строгом объемно-планировочном решении всего здания, свойственном классицизму, декоративные детали оформления фасадов еще носили барочный характер. Так, оконные проемы двух верхних этажей украшали картуши, а по бокам треугольного фронтона, венчающего средний пролет торцевого фасада, выходящего на Соборную площадь, стояли две барочные скульптуры.

Галерея Оружейной палаты было первое сооружение в Кремле, носившее черты классицизма.

К сожалению, этому творению Д.В. Ухтомского был отпущен короткий век. Срок его службы оказался меньше, чем продолжительность строительства. В 1771-1772 годах, в период подготовки к возведению нового Кремлевского дворца по проекту архитектора В.И. Баженова здание Галереи Оружейной палаты было полностью разобрано.

Екатерины великомученицы церковь в Вознесенском монастыре


Церковь вмч. Екатерины, юго-восточный фасад. Фото конца ХIХ - нач. ХХ в.

Когда и по какому поводу в монастыре впервые была построена церковь Екатерины точных сведений нет, но в ХVII веке Екатеринин день после Вознесения был вторым по значению монастырским праздником. В качестве придела церковь Екатерины упоминается в 1626 году, но местонахождение его неизвестно. В 1686 году строится новая церковь над воротами в трапезной палате.


Надвратная церковь вмч. Екатерины 1686 г. (слева), правее церковь св. Георгия. Графика конца ХVIII - начала ХIХ вв.


Церковь св. Георгия в Вознесенском монастыре на плане "Кремленаград".


Скульптура Георгия - Змееборца.

В начале ХIХ века митрополит Платон выступил инициатором строительства новой церкви великомученицы Екатерины. Храм предполагалось разместить с юго-восточной стороны монастырской территории, по северной границе Спасской улицы. На этом месте с 1527 года стояла древняя каменная церковь св. Георгия, построенная при Василии III. В ней хранилась белокаменная конная статуя Георгия Победоносца, выполненная мастером ХV века Василием Ермолиным для украшения Спасских ворот. После снятия с башни скульптуру разместили в храме св. Георгия, перешедшем к этому времени в ведение Вознесенского монастыря. В 1808 году обветшавший храм св. Георгия был разобран и на его месте заложена новая церковь. Скульптуру Георгия Победоносца перенесли в качестве киотной иконы в каменную церковь во имя преподобного Михаила Малеина.


Вид с юга на церковь Екатерины и Спасскую башню. Литография ХIХ века.


Вид с Драгунского плаца на Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь. Графика 1850-х годов.

Автором проекта новой церкви св. Екатерины считается архитектор Карло Росси. Грандиозное сооружение, по размерам не уступающее соборному храму, было выполнено в готическом стиле. Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию легкость и нарядность. Строительство церкви, начатое в 1808 году, было прервано войной 1812 года. Лишь в 1817 году ее отделку закончил архитектор А. Бакарев. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в «готическом» стиле. В интерьере представлял интерес иконостас, утраченный при разрушении монастыря.


Вид на церковь св. Екатерины и Николаевский дворец от Спасской башни. Фото начала ХХ в.


Интерьер церкви вмч. Екатерины. Фото конца ХIХ - начала ХХ вв.

После упразднения монастыря в 1920 году в церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована. В 1929 году храм вместе с другими монастырскими постройками был уничтожен.

Запасной дворец Бориса Годунова


Фрагмент гравюры начала ХVIII века с Запасным дворцом.

В начале 1600-х годов царь Борис Годунов, стремясь утвердиться на троне и завоевать признание народа, затеял в Кремле большое каменное строительство, чтобы в голодные годы «людям питатися». В 1601-1603 годах на месте стоявших на взрубе деревянных хором сыновей Ивана Грозного были сооружены обширные трехэтажные каменные палаты, получившие позднее название Запасного дворца. Нижний ярус, заглубленный в землю, выполнял функцию подпорной стены. В плане новое здание имело вид четырехугольника с внутренним двором, граничившим с Передним парадным двором царской резиденции. Связь между ними осуществлялась через арку, расположенную под Сретенским собором. Оба двора были окружены арочными галереями, характерными для ренессансных построек. Южная продольная сторона дворца простиралась на 52 сажени вдоль склона холма. Запасной дворец являлся в то время самым большим сооружением в России.


Фрагмент плана "Кремленаград" начала 1600-х годов с Запасным дворцом.


Планы Запасного дворца. Чертеж начала ХVIII века.

Наружные фасады дворца, хорошо читаемые на гравюре начала ХVIII века, также несут черты Ренессанса: ярко выраженные междуэтажные карнизы, оконные проемы, оформленные наличниками с треугольными сандриками. Редко расположенные небольшие окошки нижнего яруса, более частый ритм окон второго этажа и богатая пластика верхнего третьего этажа подчеркивают монументальность и величественность сооружения.

Каменные этажи нового дворца, имеющие хозяйственное назначение, вероятно были надстроены деревянными жилыми хоромами царя Бориса. Существование их подтверждается сведениями об уничтожении этих хором Дмитрием Самозванцем, воцарившимся в Кремле после свержения власти Годуновых. Вместо них Лжедмитрий в 1605 году возвел для себя и будущей царицы Марины Мнишек новый деревянный дворец, отличавшийся по свидетельству очевидца, роскошью и великолепием внутренней отделки, выполненной в европейском стиле. Хоромы были надстроены над западным и южным крылом Запасного дворца. Судя по сохранившемуся изображению, они состояли из отдельных одно и двухэтажных клетей, перекрытых двускатными кровлями и высокими шатрами.


Дворец 1605 года, построенный Лжедмитрием на крыше Запасного дворца. Рисунок начала ХVII века.

После смерти Самозванца избранный боярами царь Василий Шуйский, не пожелав жить в оскверненных лжецарем покоях, разобрал их и на том же месте соорудил для себя и царицы новые брусяные хоромы.


План дворцового комплекса на уровне второго яруса. Обмерный чертеж середины ХVIII века.


План ансамбля Кремлевского дворца в конце ХVII века. Реконструкция начала ХХ века.

Царь Михаил вместо деревянных покоев в 1623 году устроил на крыше Запасного дворца Верхний Набережный сад, в котором росли фруктовые и декоративные деревья, располагались пруды и фонтаны, снабжавшиеся водой из водопровода, устроенного в 1633 году Кристофором Галовеем.


Схема ансамбля Кремлевского дворца в конце ХVII века. Реконструкция начала ХХ века.

Императрица Елизавета Петровна, стремясь восстановить идею преемственности, как основы прочности государственной власти, старалась, по мере возможности, сохранять древние памятники и в 1753 году завершила начатые еще при Анне Иоанновне работы по восстановлению обветшавшего Набережного сада, как «вещи государственной». При этом было проведено укрепление стен и сводов Запасного дворца, над которым располагался сад, и заменено гидроизоляционное покрытие кровли.


Вид Кремлевского дворца с Подола. Слева внизу руины Запасного дворца. Акварель 1800-1802 годов.

При Екатерине II, планировавшей в начале 1770-х годов строительство нового Кремлевского дворца, Запасной дворец, наряду с другими древними постройками, был разобран по подклет, который в руинированном виде длительное время сохранялся в качестве подпорной стены у подножья холма.

Зимний дворец


Панорама Зимнего дворца Растрелли, вид с юга из Замоскворечья. Рисунок Ф. Компорези, 1780-е гг.

После переноса столицы в Санкт-Петербург Кремль был заброшен. Царский дворец после пожара 1701 г. не был восстанавлен и постепенно разрушался. В 1722 г., вероятно к намечавшейся коронации Екатерины I, Петр повелел осмотреть древнее сооружение и составить опись и смету для его починки. Однако значительные повреждения не позволили выполнить необходимые для полного восстановления работы, поэтому ограничились лишь частичным ремонтом. Были перекрыты кровлями Архангельский и Благовещенский соборы, приведены в порядок Грановитая и Ответная палаты и часть Теремного дворца.

Локальное поновление проводились и перед последующими коронациями. При Анне Иоановне для ее временного пребывания в Москве в 1730 г. напротив здания Арсенала соорудили небольшой деревянный дворец по проекту архитектора В. Растрелли, который назывался "Анненгоф".

Императрица Елизавета Петровна пожелала иметь в Московском Кремле постоянную резиденцию и решила соорудить для себя новый дворец. Радея о сохранении преемственности отечественных традиций, она решила включить его в комплекс древних царских хором. С этой целью, в соответствии с указом императрицы, в 1749 г. по смете и чертежам, составленным архитекторами команды Д. Ухтомского еще в 1747 г., началась починка нижних ярусов дворцового комплекса, построенного в конце ХV в. итальянцем Алевизом Новым для Ивана III. Новый дворец предполагалось поставить на эти подклеты взамен обветшавших парадных палат старого дворца: Набережных - Столовой и Ответной и Средней Золотой.

Автором проекта дворца являлся архитектор В. Растрелли; надзор за строительством поручено было осуществлять архитектору Д. Ухтомскому, который также принимал непосредственное участие и в разработке декоративных деталей для оформления дворца. Резные украшения выполняли резчики Зимины. Законченный строительством в 1756 г., он стал называться Кремлевским Зимним дворцом, в отличие от Яузского Головинского, прозывавшегося Летним.


Южный фасад Зимнего дворца Растрелли. Рисунок М.И. Махаева, 1763 г.


Вид на Зимний дворец Растрелли (слева) с Соборной площади. Рисунок М.И. Махаева, 1763 г.

Новый одноэтажный дворец окружала открытая терраса, восстановленная на аркаде Алевизовского подклета. Сооружение имело в плане Г-образную форму, двумя главными фасадами выходя на набережную Москвы-реки и на Соборную площадь. Параллельно корпусу, обращенному к Соборной площади, с западной стороны стоял второй узкий двухэтажный флигель. Дворец был выполнен в типичных для творчества В. Растрелли барочных формах. Оба главных фасада имели симметричную композицию, они членились на прясла парными полуколоннами с резными капителями, центры фасадов были отмечены ризалитами, завершавшимися фигурными фронтонами со скульптурным изображением государственного герба. Оконные проемы украшали сложные наличники с лепниной. Барочная кровля с характерным переломом была украшена со стороны Соборной площади резными картушами, а в центре над ризалитом возвышался мансардный этаж. Перед фасадом, выходившим к Москве-реке, разбили Нижний Набережный сад, выполненный во французском стиле.


Южный фасад Зимнего дворца. Проект перестройки М. Ф. Казакова.


Южный фасад Зимнего дворца. Проект перестройки Н. А. Львова.

К концу ХVIII столетия дворец, снова много лет простоявший необитаемым, оказался непригодным для жилья, был слишком мал и не соответствовал моде. Ко дню коронации Павла I двум архитекторам М.Ф. Казакову и Н.А. Львову поручили выполнить проект перестройки дворца, включавший создание новых объемов. Ни один из созданных проектов не был осуществлен.


Вид дворца после перестройки Львова, внизу руины Запасного дворца. Фрагмент акварели мастерской Ф.Я. Алексеева, 1800-1802 г.

Уже после коронации, в 1798 г. по проекту Н.А. Львова было реконструировано лишь сооружение В.В. Растрелли. Надстройка вторым этажом средней части набережного корпуса, и обработка фасадов в классическом стиле полностью изменили облик дворца. Восьмиколонный портик с открытым балконом наверху, треугольный фронтон и большое полуциркульное окно под ним, расположенные по центру фасада, придавали ему вид усадебного дома, а не императорской резиденции.

В 1812 г. здание пострадало от пожара, устроенного в Кремле отступающей наполеоновской армией.

К приезду в Москву Александра I в августе 1816 г. дворец был спешно восстановлен московскими архитекторами А.Н. Бакаревым, И.Л. Мироновским и И.Т. Таманским при участии архитектора В.П. Стасова. Однако восстановленный дворец оказался недостаточным для пребывания в нем императорской семьи со свитой, поэтому было решено надстроить весь его объем третьим этажом, что и было поручено тому же Стасову. Представленный автором проект перестройки был осуществлен в 1817 г. Фасады получили строгие классические формы. В их скульптурную отделку были введены мотивы военной атрибутики и изображения побед.


Южный фасад дворца. Проект перестройки В. П. Стасова.


Вид с запада на дворец после перестройки его по проекту. Гравюра по рисунку А. Кадоля, пер. пол. ХIХ в.


Фрагмент южной панорамы Кремля с дворцом перед его сносом. Литография Ж. Дитриха, 1839 г.


Разборка старого дворца перед строительством Большого Кремлевского дворца. Акварель К. Рабуса, 1837 г.

По мере роста роли Москвы как колыбели российского самодержавия возрастали требования и к представительности Кремля - императорской резиденции. Старый дворец и размерами и устаревшей архитектурой уже не удовлетворял запросам времени. В 1839 г. Николай I утвердил проект нового Большого Кремлевского дворца архитектора К.А. Тона. Новая резиденция русских императоров была возведена на месте Зимнего дворца, разобранного вместе с подклетом и аркадой конца ХV в.

Иоанна Лествичника церковь (Ивана Калиты)

В 1329 году Иван Калита, возвратившись из похода на Псков, в котором он мирным путем добился изгнания Александра Тверского из города и заключил мир с псковичами, заложил на Москве вторую после Успенского собора каменную церковь во имя Иоанна Лествичника. Есть предположение, что храм этот был возведен по обету, в знак благодарения за мирное окончание междоусобицы, так как день этого святого приходился как раз на дни похода. Строительство завершилось через три месяца, и первого сентября храм был освящен.

Графических изображений храма не найдено. Сохранившиеся письменные источники не дают четкого представления о месте постройки и облике новой церкви. Некоторые сведения о ней можно получить из летописей, говорящих о перестройке храма в начале ХVI века, однако они противоречивы. Одна из летописей подчеркивает, что новую церковь заложили «не на старом месте», в то время как другие говорят о постройке ее «… на старом месте». В тех же записях о возведении нового храма с колокольней говорится, что старая церковь тоже была «под колоколы», то есть одновременно служила и колокольней.

Археологические раскопки, произведенные на Соборной площади в 1910-1911 годах с целью понижения ее уровня до первоначального, вскрыли к западу от нынешней колокольни, между Успенским и Архангельским соборами основание белокаменного сооружения, судя по фотографии, шестигранной формы, значительно уступающего по размерам современному восьмигранному столпу Ивана Великого. Позднее ученые сделали предположение, что это остатки церкви Иоанна Лествичника времени Ивана Калиты.


Основание древней постройки, раскрытой при археологических раскопках на Соборной площади. Фото 1910-1912-х гг.


Основание древней постройки, раскрытой при археологических раскопках на Соборной площади. Фото 1910-1912-х гг.


План расположения церкви Иоанна Лествичника времени Ивана Калиты на Соборной площади. Современная графическая реконструкция.

Храм был построен непосредственно после Успенского собора, что может свидетельствовать о важной роли этого сооружения в застройке Кремля. С возведением через четыре года Архангельского собора храм-колокольня занял центральное место на Соборной площади. Исходя из плана, это было столпообразное сооружение с церковью в первом ярусе и колокольней, расположенной над ней. Центральная вертикаль, являясь доминантой, собирала храмовый ансамбль воедино, что могло символизировать главную цель княжения Ивана Калиты - объединение русских земель под единым началом.

О столпообразном облике первого храма-колокольни может свидетельствовать и аналогичное построение последующего сооружения, сменившего древнее строение в 1505 - 1508 году, - ныне существующего столпа Ивана Великого. Вероятно, церковь Иоанна Лествичника «иже под колоколы» Ивана Калиты была первая на Руси башенная колокольня и до построения новых городовых стен выполняла функции дозорной или сторожевой башни Москвы.

Из летописи известно, что в 1346 году церковь Иоанна Лествичника была расписана живописью.


Колокольня Ивана Великого, вид с юго-востока. Современное фото.

В 1505 - 1508 годах, как уже говорилось выше, Иван III, обновляя Кремль, взамен обветшавшего и не отвечающего возросшей роли Московского княжества храма-колокольни выстроил одноименный новый. Он значительно превышал по размерам прежний и был сдвинут на восточную границу Соборной площади, положив тем самым начало формированию второй по значимости площади Кремля - Ивановской.
(c)
Tags: утраты
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments